Жители Алтайского края участвуют в акции «Учителя военных лет»

20 апреля Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования объявил о проведении мемориальной акции «Учителя военных лет». Ее цель – сохранить память об учителях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны или выполнявших педагогический долг в школах края. Вуз обратился к жителям края с просьбой прислать информацию (воспоминания, фотографии, дневники и документы), которая хранится в семейных архивах, школьных и районных музеях, записать воспоминания фронтовиков.

Одной из первых откликнулась Ольга Верченко, руководитель музея «Связь времен» Поспелихинской сельской школы. История, присланная Ольгой Верченко, – о супругах Валяевых. «Александр Афанасьевич и Зоя Федоровна познакомились в госпитале, в котором Зоя Федоровна работала медсестрой, а Александр Афанасьевич лечился после ранения. Александр Валяев до войны преподавал математику в средней школе совхоза имени Мамонтова Поспелихинского района, а затем ушел на фронт добровольцем в 1942 году. Как математика его направили в инструментально-артиллерийскую разведку. Он вел точные расчеты, засекал огневые точки противника, корректировал огонь наших батарей. Александр Афанасьевич воевал на Орловско-Курской дуге, Брянском фронте, в Белоруссии, дошел до Берлина, до стен Рейхстага. Александр Валяев был награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, пятью медалями. Зоя Федоровна была операционной сестрой госпиталя и День Победы встречала в Праге. В годы войны будущие супруги переписывались, а после ее окончания поженились. В мирное время Зоя Федоровна работала медсестрой детского сада, а Александр Афанасьевич вернулся к педагогическому труду и преподавал физику в Поспелихинской сельской средней школе», – рассказала в письме Ольга.

Разминирование вместо лекций и работа в госпитале выпали в годы войны на долю студентки Воронежского государственного университета Ани Бахтиной. Историю Анны Алексеевны, ветерана педагогического труда, прислала ее внучка, жительница Барнаула Наталья Быкова. Ее дед, супруг Анны Алексеевны, – фронтовик, после войны стал преподавателем политехнического института.

«Последние школьные годы моей, тогда еще шестнадцатилетней, бабушки Анны Алексеевны Бахтиной пришлись на начало войны. До 1940 года она успела окончить семилетнюю школу в селе Островки Архангельского района Воронежской области, а продолжила учебу в райцентре Архангельское, до которого было 4 км.

В сентябре 1943-го Аня Бахтина поступила в университет на физико-математический факультет. К этому моменту Воронеж был уже освобожден от фашистских войск, но город был практически полностью разрушен. Студенты жили в подвале бывшего химического склада. Через маленькие окошки под потолком едва проникал свет. Дважды этот склад обстреливался неизвестно кем – в городе оставались дезертиры. Студентам пришлось совмещать учебу с восстановлением города – убирать мусор и противотанковые ежи, участвовать в разминировании зданий

После первого курса было решено эвакуировать студентов физмата в Ташкент, но отец Ани Алексей Тимофеевич категорически был против этого. Бабушка приняла решение перевестись на географический факультет, который уезжал в эвакуацию в совсем близкий Липецк. Жизнь в Липецке была тяжелой: жили студенты в школе, оконные проемы закрывали тряпками и любыми подручными материалами, ездили за дровами в лес на поездах-«кукушках». Отапливали помещение «буржуйкой», но все равно по ночам было холодно.

При распределении студентов присутствовала представитель алтайского крайоно по фамилии Калинина. Она оказалась первой из начавших отбор и могла выбрать самых успешных. Так моя бабушка вместе еще с четырьмя однокурсниками оказалась в Барнауле в декабре 1947 года. В Барнауле свободных мест в школах не оказалось, и Анну Алексеевну отправили в Алейск, где она преподавала географию и историю в школе №9 сахарного завода. Она мечтала вернуться в Воронеж, по которому очень скучала. Но директор школы Евсей Денисович Быков отпускать молодую учительницу не хотел. Кроме нехватки учителей в послевоенной сельской школе была еще причина: его сын Александр, преподававший математику, был влюблен в красавицу-учительницу.

Летом Евсей Денисович отпустил Анну в отпуск, понимая, что из Воронежа она вряд ли вернется. Александр вызвался проводить Анну до Воронежа и там, на вокзале, когда девушка отлучилась, успел представиться ее отцу как муж Анны. Они поженились в Воронеже, но остаться там Аня не смогла – молодые педагоги не нашли работы, так как Александр Евсеевич не имел высшего образования, получить его помешала война. Он ушел на фронт в самом ее начале, в битве под Москвой был легко ранен в ногу во время разведки боем, за что был награжден медалью «За отвагу». Позже, уже в звании лейтенанта, командуя ротой, он получил тяжелейшее ранение в грудь и провел в госпитале на Урале почти год. До конца войны Александр служил в Одессе, занимаясь демобилизацией, а потом вернулся в Алейск. Позже Александр Евсеевич поступил в Барнауле в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения, ныне Алтайский государственный технический университет.

Анна Алексеевна проработала почти 30 лет учителем географии, химии и биологии в барнаульской школе №31. К сожалению, уже 15 лет как дедушки нет с нами. Бабушке сейчас 92 года, она активный член Совета ветеранов педагогического труда Октябрьского района Барнаула с 1990 года», – написала Наталья.

Как отмечают в пресс-службе вуза, любой житель Алтайского края может рассказать истории своих родственников-педагогов, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на фронте, трудились на заводах в тылу, были студентами педагогических вузов или преподавали в школах. В мемориальной акции «Учителя военных лет» могут принять участие сотрудники школьных и районных музеев, учителя и их ученики, все желающие. Собранные материалы опубликуют в сборнике. Подробнее о том, как это сделать, можно прочитать на сайте АКИПКРО.

0

Author: adminj

Добавить комментарий